Куда могут исчезнуть органические продукты импортного производства

В Российской Федерации принят Закон «Об органической продукции», ограничивающий поступление в продажу импортной продукции с определенной маркировкой.

После вступления Закона в силу с 2020 года на каждый продукт с обозначением «органический» должен выдаваться российский сертификат. Механизм такой процедуры еще не отработан, поэтому импортная продукция просто будет изыматься с продажи для замены упаковки. Бизнесмены встревожены тем, что такая политика приведет к огромным убыткам поставщиков и ритейлеров.

Органические продукты

Алексей Поповичев, исполнительный директор «Русбренда» (в компанию входят Nestle, Danone, PepsiCo и др.), в письменном обращении к Дмитрию Патрушеву, руководителю Министерства сельского хозяйства РФ, указывает на возможные риски после того, как Закон «Об органической продукции» вступит в силу (с 01.01.2020 г.). Копия письменного обращения вместе с приложением находится в «Ъ», а отправление письма лично подтверждает  А. Поповичев.  Автор письма особое внимание обращает на противоречия, которые возникнут в случае невыполнения требований закона у поставщиков натуральной продукции, а также «миллиардные убытки», грозящие всем участникам рынка.

На сегодняшний день полки российских торговых центров заполнены широким ассортиментом импортных продуктов, сертифицированных по международным стандартам и выданных в ЕС (по данным «Русбренд»). Упаковка отмечена особым знаком, который соответствует системе сертификации, в том числе надписью «оrganic». Такая маркировка вполне подходила для продвижения товара до момента вступления в действие нового закона. Уже с 01.01.2020 года продукты с такой маркировкой без специальных сертификатов РФ будут вне закона. Их немедленно снимут из товарооборота, что нанесет непоправимый удар по всем звеньям торговой сети, как указано в приложении к официальному обращению.

В «Русбренде» обратили внимание, что сертифицировать импортные товары по российскому закону практически невозможно: право на проведение сертификации имеет один аккредитованный государственный орган с ограниченными возможностями.

В то же время, ряд подзаконных актов, регулирующих порядок маркировки товаров знаком «органический» и регистрации производителей, пока не приняты, поэтому запустить обновленный товарооборот с 1 января 2020 года не получится. Специалисты «Русбренда» объясняют сложность ситуации тем, что упаковку для продукции заказывают за полгода, а маркировка готовых товаров требует трудозатрат и финансовых вложений. Ассоциация обращается к Дмитрию Патрушеву с просьбой о созыве срочного совещания по вопросам сертификации, чтобы найти пути минимизации рисков для всех участников продовольственного рынка.

Мониторинг товарооборота органических продуктов на российском рынке компанией Euromonitor International показал цифру в 900 милиардов рублей. Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, подчеркивает, что доля импортной продукции составляет около 80% от всего потока. Наблюдения Полины Мурашкиной, руководителя отдела качества, устойчивого развития и экологии «Гиперглобуса» (развивает гипермаркеты Globus), подтверждают наличие международных сертификатов у 626-ти наименований органических товаров из 680, представленных в торговых точках сети. При вступлении закона в силу исчезнет возможность реализовать эти товары, что приведет к ощутимому удару по российскому рынку органических продуктов. Комментировать ситуацию в Auchan отказались. Вопросы, заданные “Ъ” представителям X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и Metro, остались без ответа.

Компания Hipp, производитель органического питания для детей, выступает за отсрочку действия закона по вопросам маркировки импортных натурпродуктов  для урегулирования всех нестыковок в законодательных документах. Такой процесс может длиться два и даже три года. Идею переходного периода для создания пакета нормативных документов и подготовки торговых структур к новшествам поддерживает поставщик детского питания компания Nestle (известный бренд Nan). Специалисты компании предлагают признать действительными в РФ международные сертификаты на органические товары, выданные в странах ЕС, Австралии, США. А. Поповичев не уверен, что в сложившихся внешнеполитических условиях, возможно такое решение.

В «Ъ» получили подтверждение из Минсельхоза о рассмотрении письма «Русбренда». Министерство указывает на тот факт, что никакого запрета на продажу продуктов не существует. Запрещена маркировка «органический» в том случае, если импортная продукция не соответствует нормам стандартизации в России. А Поповичев подчеркивает, что такое решение ведет к снятию с полок магазинов всех импортных органических продуктов с 01.01.2020 года, а также замену упаковки, на что уйдет много времени. А поскольку российские сертификационные органы не готовы приступить к изменениям,  раньше начать сертификацию не получиться.

Правила маркировки ЗОЖ

Ст. 7 федерального закона 280-ФЗ от 3 августа 2018 года «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает правила маркирования органических продуктов. Для производителей органических товаров, согласно с положениями, открывается возможность разместить на упаковке маркировку с отличительным знаком, которая включает надпись «органик». Предварительно они должны получить подтверждающее свидетельство о соответствии продукции от аккредитованного государственного органа. Какую форму выбрать и как правильно применить графический знак, выполненный по единому образцу, устанавливают федеральные органы исполнительной власти. Если продукция маркирована без подтверждающих документов, ответственность за нарушение законов РФ возлагается непосредственно на производителя.

Заказать услугу

Есть вопросы? Звоните! Наши менеджеры всегда готовы помочь и оказать консультации по интересующим вопросам

Похожие статьи
Укажите ваш номер телефона