В Российской Федерации принят Закон «Об органической продукции», ограничивающий поступление в продажу импортной продукции с определенной маркировкой.
После вступления Закона в силу с 2020 года на каждый продукт с обозначением «органический» должен выдаваться российский сертификат. Механизм такой процедуры еще не отработан, поэтому импортная продукция просто будет изыматься с продажи для замены упаковки. Бизнесмены встревожены тем, что такая политика приведет к огромным убыткам поставщиков и ритейлеров.
Алексей Поповичев, исполнительный директор «Русбренда» (в компанию входят Nestle, Danone, PepsiCo и др.), в письменном обращении к Дмитрию Патрушеву, руководителю Министерства сельского хозяйства РФ, указывает на возможные риски после того, как Закон «Об органической продукции» вступит в силу (с 01.01.2020 г.). Копия письменного обращения вместе с приложением находится в «Ъ», а отправление письма лично подтверждает А. Поповичев. Автор письма особое внимание обращает на противоречия, которые возникнут в случае невыполнения требований закона у поставщиков натуральной продукции, а также «миллиардные убытки», грозящие всем участникам рынка.
На сегодняшний день полки российских торговых центров заполнены широким ассортиментом импортных продуктов, сертифицированных по международным стандартам и выданных в ЕС (по данным «Русбренд»). Упаковка отмечена особым знаком, который соответствует системе сертификации, в том числе надписью «оrganic». Такая маркировка вполне подходила для продвижения товара до момента вступления в действие нового закона. Уже с 01.01.2020 года продукты с такой маркировкой без специальных сертификатов РФ будут вне закона. Их немедленно снимут из товарооборота, что нанесет непоправимый удар по всем звеньям торговой сети, как указано в приложении к официальному обращению.
В «Русбренде» обратили внимание, что сертифицировать импортные товары по российскому закону практически невозможно: право на проведение сертификации имеет один аккредитованный государственный орган с ограниченными возможностями.
В то же время, ряд подзаконных актов, регулирующих порядок маркировки товаров знаком «органический» и регистрации производителей, пока не приняты, поэтому запустить обновленный товарооборот с 1 января 2020 года не получится. Специалисты «Русбренда» объясняют сложность ситуации тем, что упаковку для продукции заказывают за полгода, а маркировка готовых товаров требует трудозатрат и финансовых вложений. Ассоциация обращается к Дмитрию Патрушеву с просьбой о созыве срочного совещания по вопросам сертификации, чтобы найти пути минимизации рисков для всех участников продовольственного рынка.
Мониторинг товарооборота органических продуктов на российском рынке компанией Euromonitor International показал цифру в 900 милиардов рублей. Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, подчеркивает, что доля импортной продукции составляет около 80% от всего потока. Наблюдения Полины Мурашкиной, руководителя отдела качества, устойчивого развития и экологии «Гиперглобуса» (развивает гипермаркеты Globus), подтверждают наличие международных сертификатов у 626-ти наименований органических товаров из 680, представленных в торговых точках сети. При вступлении закона в силу исчезнет возможность реализовать эти товары, что приведет к ощутимому удару по российскому рынку органических продуктов. Комментировать ситуацию в Auchan отказались. Вопросы, заданные “Ъ” представителям X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и Metro, остались без ответа.
Компания Hipp, производитель органического питания для детей, выступает за отсрочку действия закона по вопросам маркировки импортных натурпродуктов для урегулирования всех нестыковок в законодательных документах. Такой процесс может длиться два и даже три года. Идею переходного периода для создания пакета нормативных документов и подготовки торговых структур к новшествам поддерживает поставщик детского питания компания Nestle (известный бренд Nan). Специалисты компании предлагают признать действительными в РФ международные сертификаты на органические товары, выданные в странах ЕС, Австралии, США. А. Поповичев не уверен, что в сложившихся внешнеполитических условиях, возможно такое решение.
В «Ъ» получили подтверждение из Минсельхоза о рассмотрении письма «Русбренда». Министерство указывает на тот факт, что никакого запрета на продажу продуктов не существует. Запрещена маркировка «органический» в том случае, если импортная продукция не соответствует нормам стандартизации в России. А Поповичев подчеркивает, что такое решение ведет к снятию с полок магазинов всех импортных органических продуктов с 01.01.2020 года, а также замену упаковки, на что уйдет много времени. А поскольку российские сертификационные органы не готовы приступить к изменениям, раньше начать сертификацию не получиться.
Правила маркировки ЗОЖ
Ст. 7 федерального закона 280-ФЗ от 3 августа 2018 года «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает правила маркирования органических продуктов. Для производителей органических товаров, согласно с положениями, открывается возможность разместить на упаковке маркировку с отличительным знаком, которая включает надпись «органик». Предварительно они должны получить подтверждающее свидетельство о соответствии продукции от аккредитованного государственного органа. Какую форму выбрать и как правильно применить графический знак, выполненный по единому образцу, устанавливают федеральные органы исполнительной власти. Если продукция маркирована без подтверждающих документов, ответственность за нарушение законов РФ возлагается непосредственно на производителя.