Иногда судьба преподносит неприятные сюрпризы, и неважно насколько ты талантлив. О Науме Семёновиче Чернякове по-прежнему известно не так много, так как на существенной части его работ до сих пор стоит гриф «Совершенно секретно». Но даже из отрывков его биографии можно точно сказать, что именно этот конструктор мог первым послать человека в космос и создать лучший бомбардировщик своего времени. Но ему не дали этого сделать.
Авиатор, построивший троллейбус
Поступая в Московский авиационный институт, молодой Наум Черняков мечтал строить самолёты, в особенности – истребители. Но по окончании института в 1939 году был арестован тесть Чернякова и объявлен врагом народа. А по неписанным законам того времени, его никто и близко не подпустил бы к секретным разработкам советских истребителей.
Новоиспечённому авиаконструктору предложили спроектировать троллейбус для городских нужд в качестве испытательного задания. И Черняков великолепно справился со своей работой, создав культовый синий троллейбус – первый в истории СССР цельнометаллический транспорт.
Несостоявшаяся «Буря»
После войны Наума Семёновича всё-таки взяли работать в Конструкторское бюро Лавочкина, где ему предстояло показать свой талант великолепного авиаконструктора и ракетостроителя. В первый же год своей работы Чернякову предложили стать заместителем Лавочкина, и он начал руководителем многих разработок военных самолётов. Казалось бы, мечта сбылась.
В конце 1953 года Лавочкина вместе со своим заместителем Черняковым вызвали в Министерство среднего машиностроения и поручили заняться сверхсекретным проектом – разработкой ракетоносителя для ядерных зарядов на дальние расстояния. В министерстве даже не скрывали, что ракета должна быть такой мощной, чтобы долетела до США.
Проект был грандиозным и важным для страны. Естественно, что политическое руководство страны должно было подстраховаться, и они поставили эту же задачу не только конструкторскому бюро Лавочкина. Тем же проектом занимался и ставшим в будущем отцом отечественной космонавтики Королёв. Но Чернякову, конечно, об этом никто не говорил.
Наум Семёнович назвал разрабатываемую ракету «Бурей». Он придумал множество нововведений, которые до того времени ни разу не применялись. Среди инновационных технологий были и совершенно фантастические – например, аэронавигация. Конструктор также использовал титан для своей ракеты, о котором многие тогда ещё и не слышали. По задумке Чернякова, ракета должна была подниматься вертикально на 20 тысяч метров и там превращаться в самолёт.
За рекордно короткий срок – всего лишь 3 года – Чернякову удалось построить свою первую испытательную ракету. Испытательный запуск первой «Бури» проходил на полигоне под Астраханью в 1957 году. Но что-то пошло не так, и во время старта ракета взорвалась.
В то же самое время Королёв разрабатывал и успешно испытывал свою баллистическую ракету Р-7, или как её называли сами разработчики, «семёрку». Но Черняков, конечно же, об этом даже не догадывался.
«Буря» продолжалась взрываться при испытательных пусках, но каждый раз пролетая всё большие расстояния. Но вскоре конструктору удаётся решить все проблемы ракеты, и «Буря» взлетает ввысь. Запуск был успешным. Учёные ликовали.
Но в том же 1957 году все газеты пишут о том, что с космодрома Байконур стартовала ракета Р-7 конструктора Королёва, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник. Черняков понял, что это конец его «Бури». Но он не сдавался. Во время 18-го запуска, «Буря» пролетела более 6000 километров и успешно приземлилась на Камчатке. А главное, ни один американский радар не сумел её засечь.
Жаль, что это рекордное для того времени событие осталось незамеченным, так как Королёву удалось пробить свою «семёрку», и она встала на вооружении ВВС СССР. А через год – 12 апреля 1961 года – именно этой ракете было суждено доставить первого человека в космос. Это был лейтенант ВВС Юрий Гагарин.
А ведь на месте «семёрки» могла быть «Буря» Чернякова. Решение, естественно, не обсуждалось и не объяснялось. «Бурю» закрыли.
Самый быстрый «Змей Горыныч» на планете
После неудачи с «Бурей» Наума Чернякова позвали работать в КБ Павла Сухого, где ему сразу же предложили заняться разработкой сверхсовременного бомбардировщика, который должен был стать самым быстрым в мире.
Черняков взялся за проект, который официально назвали Изделием-100, а по-простецки – «соткой». Всё шло великолепно, но конструктор и подумать не мог, что судьба снова над ним усмехнётся.
Опыт в разработках «Бури» сильно пригодился Чернякову, и ему удалось создать фантастический самолёт, который получил прозвище «Змей Горыныч», потому что в воздухе выглядел очень грозно из-за своего широкого хвоста.
«Змей Горыныч» стал летать в разы быстрее любого истребителя на Земле. Чернякову удалось превысить скорость звука в три раза – «сотка» летала со скоростью 1 км/с и могла пролететь более 7000 км за раз. При первом же испытании самолёт показал великолепный результат.
Но вскоре после триумфа проект «Изделие-100» был закрыт. Никто никогда не объяснит, почему это случилось. Можно лишь предположить, что в руководстве страны предпочли начать разработку самолёта ТУ-160, который был копией американского бомбардировщика. Однако, военные до сих пор утверждают, что встань «Змей Горыныч» на вооружение в то время, ей не было бы аналогов в мире ни по мощи, ни по скорости.
После закрытия «сотки» Черняков получил орден почёта, а вместе с ним и инфаркт.
Умер гениальный конструктор Черняков в 1998 году так и оставшись знаменитым создателем синего московского троллейбуса, который и до сих пор красуется в столичном музее.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии