Получение паспорта безопасности химической продукции - это обязательная процедура, которую должны пройти производители, поставщики и другие предприятия, вовлеченные в процесс изготовления, хранения, транспортировки и продажи. Он информирует потребителей о мерах предосторожности, которые необходимо предпринять для безопасного использования химических продуктов, материалов и веществ.
Паспортом безопасности необходимо обеспечить любые содержащие химические вещества изделия, которые могут представлять угрозу для здоровья человека или безопасности окружающей среды.
Опасными считаются вещества:
- представляющие физическую опасность, например, горючие или коррозионные вещества, обладающие определенными показателями,
- влияющими на здоровье человека: раздражение, токсичность, мутагенность, канцерогенность,
- превышающими показатели безопасности для водной среды, характеризующие экологическую безопасность.
Получение паспорта безопасности и сфера его применения
Наличие паспорта безопасности на производстве позволит предотвратить неорганизованный выброс опасных отходов, защитить сотрудников производства от негативного воздействия химических продуктов на здоровье, предотвратить аварийные ситуации на производстве и уменьшить объемы потери сырья, которые могут возникнуть по причине аварии.
Паспорт безопасности могут запросить для размещения на таможенных складах и при перевозке. Кроме того, на основе данных паспорта проводится сертификация и учетная регистрация в Координационно-информационном центре (КИЦ) (https://ciscenter.org/). Эта процедура стала обязательной в 2021 году.
Паспорт безопасности используется на территории России. За пределами РФ необходим аналогичный документ - Лист данных о безопасности материала (англ. Material safety data sheet), который разрабатывается на основе нормативов конкретного государства, на территорию которого импортируется продукция, содержащая химические вещества.
Этапы разработки паспорта безопасности
Руководство по содержанию документа изложено в ГОСТ 30333-2007 и методике составления паспортов Р 50.1.102-2014 безопасности химической продукции. В ГОСТе указаны все разделы, которые должен содержать паспорт, а также правила оформления и рекомендации по содержанию.
ГОСТ регламентирует количество разделов паспорта, но объем каждого раздела неограничен, он оценивается только исходя из критериев полноты данных и степени риска, связанного с применением продукции,
Для того, чтобы начать работу по составлению паспорта безопасности следует получить предварительную консультацию от специалиста, который подтвердит, что ваш продукт нуждается в наличие паспорта безопасности. Затем необходимо проанализировать специфические свойства веществ, чтобы уточнить степень опасности, и при необходимости дополнить информацию на основе справочной литературы или провести дополнительные исследования и испытания в лаборатории.
По результатам полученных данных разрабатывается текст паспорта и, согласно ГОСТу заполняются все необходимые разделы.
Готовый документ проходит процедуру регистрации в КИЦ. Для регистрации необходимо подготовить пакет документов, помимо паспорта может потребоваться копия технической документации, на основе которой изготовляется продукция, а также свидетельства о результатах проведенных испытаний и сертификаты.
Экспертиза документации в Координационно-информационном центре обычно длится около 30 дней. При положительном исходе проверки паспорт вносят в регистр и присваивают ему QR-код и индивидуальный номер.
Срок действия документа ограничен. Паспорт выдается на 3 года или на 5 лет в зависимости от классификации степени опасности химических веществ. Получить документ необходимо до поступления продукции в оборот.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии