Требования Роспотребнадзора по маркировке БАДов и спортивного питания

Минпромторг рассматривает предложение, поступившее от Роспотребнадзора, о возможности введения маркировки БАДов. Вопрос поставлен конкретно, поскольку фирмы, выпускающие лекарства, скрывают конечный продукт под названием БАДов и таким образом избегают маркировки.

Специалисты Роспотребнадзора разработали концепцию с целью введения обязательной маркировки БАДов, продуктов для спортивного питания, а также питьевой воды. Письменное обращение  главы Роспотребнадзора Анны Поповой 27.06.2019 г. отправлено в Министерство промышленности и торговли.

Копию письма показали представителям РБК. Суть проблемы, изложенной А.Поповой, состоит в том, чтобы внести изменения в перечень продукции, подлежащей маркированию путем идентификации. В нынешнем виде список, который утвержден государственными органами в апреле 2018 г., содержит 11 видов продуктов. По мнению Поповой, перечень нужно пополнить БАДами, спортивным спецпитанием, водой для питья (в т.ч. используемой в детском питании) и бутылированной  минводой.

Маркировка БАДов и других специализированных товаров позволит избежать фальсификатов и контрафактной продукции

Нанести на товар знак необходимо, чтобы извлечь из полок магазинов фальсификаты и подделки, объясняет в своем обращении А.Попова. Появление товарного знака сразу нанесет удар по теневому товарообороту. Хотя точные цифры о количестве контрафактной продукции среди названных продуктов в обращении не указаны.

На запрос РБК в Минпромторге дали ответ, что планируют вскоре совместно с представителями государственных органов власти и бизнес-структур, обсудить проблему введения в список перечисленных Роспотребнадзором продуктов, которым необходима маркировка. Ответ от Роспотребнадзора не поступил.

Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) заявил о своей готовности провести маркировку и определиться с БАДАми и спорпитанием, если получат подтверждение от государственных органов власти. ЦРПТ разработал свой механизм действий, чтобы классифицировать разные виды товаров.

Почему нужна маркировка БАДов

Исследования компании AlphaRM показывают, что итогом торговли БАДами в коммерческой сфере за два квартала 2019 г. стал рост доходов до 18% (31 миллиард руб.). Реализация товаров в натуральном виде упала на три процента (минус 187 миллионов шт.). Представители AlphaRM  отметили, что рыночные условия требуют перевода определенных видов лекарственных средств в список БАДов. Такой процесс связывают со стремлением компаний уменьшить расходы и сократить период, отведенный на регистрацию бренда. Толкает на такие действия либеральная  ценовая политика и отсутствие запретов в рекламной компании. У компаний, выпускающих безрецептурные лекарственные препараты, появляется возможность обойти законную процедуру нанесения товарных знаков, поскольку группа БАДов не маркируется (в то время как для лекарств это обязательный этап) и регистрируется по упрощенной схеме.

Иван Глушков, замдиректора известной фармацевтической фирмы Stada CIS, утверждает, что Роспотребнадзор не дает информацию об объеме подделок БАДов, а в компаниях этим вопросом не занимались. Мнение руководителя Роспотребнадзора в вопросе увеличения контрафакта и необходимости проведения маркировки И.Глушков считает авторитетным. Компании, выпускающие лекарства, часто занимаются выпуском БАДов. Им хорошо известна тематика маркировки, но обязательное введение товарного знака требует переходного периода для участников рынка, во время которого будет возможность подготовить механизм осуществления процедуры, подчеркивает Глушков.

В интервью РБК Екатерина Беляева, директор по корпоративным коммуникациям компании, сообщила, что крупная компания-производитель БАДов в РФ «Эвалар» не в курсе предложения Роспотребнадзора и не принимала участия в его обсуждении. Больше никаких аргументов по этому поводу она не приводила. Данные AlphaRM подтверждают, что «Эвалар» выпускает 13,7% биологически активных добавок на российском рынке.

Можно ли сделать питьевую воду контрафактной

В докладе Сергея Чемезова, руководителя «Ростеха», президенту В.Путину прозвучали данные, что третья часть питьевой воды в торговой сети РФ является контрафактной. Более того, глава «Ростеха» считает, что в некоторых областях процент подделок достигает рекордной цифры – 80%. Решение проблемы Чемезов видит в организации процедуры нанесения товарного знака на товары с целью предупреждения подделок.

Еще до этого заявления в Роспотребнадзоре предлагали заняться маркировкой востребованной на рынке  бутылированной  минводы. Ответственные работники подвели итоги проведения контрольных подсчетов количества используемой воды для питья в РФ за период с 2017 г. до середины текущего года. Специалисты протестировали около триста тысяч партий минводы весом 245 тысяч тонн. Нарушения (в т.ч. в особенностях товарного знака) были обнаружены в 135-ти партиях минводы (весом больше 32-х тонн). Выход из этой ситуации один: убрать контрафактную продукцию из продажи способом введения товарного знака для всех видов товаров. Только официальное обозначение товара сможет поддержать репутацию производителей и продающих фирм. У покупателя появится реальная возможность контролировать легальность приобретенной минеральной воды, используя мобильный телефон.

Компании, выпускающие минеральную воду, были активными противниками нанесения товарного знака. У Максима Новикова, президента Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН) и минеральных вод, сложилось собственное мнение, которое он изложил РБК. Он считает, что поступление контрафактной продукции на рынок исключено. По его мнению, маркировать нужно только отдельные партии минводы, чтобы сохранить место происхождения  в названии (к примеру, Ессентуки №4 и №17). Заниматься введением товарных знаков для каждой компании-производителя воды, по его мнению, нерационально и экономически невыгодно, поскольку приведет к дополнительным расходам. О том, что заявленное мнение не изменилось, в СПБН подтвердили.

Укажите ваш номер телефона